С развитием сферы интернет-торговли традиционный ритейл также начинает постепенно трансформироваться и менять привычные подходы к системе продаж и обслуживания клиентов Автоматизация в розничном магазине. Появляется все больше запросов со стороны владельцев торговых точек на системы безопасности с расширенным функционалом, которые не только обеспечивают мониторинг объекта, но и помогают решать различные бизнес-задачи. Особенно востребованы сегодня усовершенствованные системы видеоаналитики и технологии на базе обучаемых нейросетей.
C помощью камер видеонаблюдения можно строить тепловые карты торгового зала, вести подсчет посетителей, контролировать кассовые зоны и управлять очередями. Рассмотрим эти функции подробнее. Тепловые карты нужны для анализа трафика посетителей и выявления популярных и невостребованных товаров, а также анализа маршрутов передвижения клиентов по залу. Например, если установить камеру на «перекрестках» в магазине, между различными секциями, владелец бизнеса может узнать, какой процент посетителей выбрал определенное направление в торговом зале. Можно выявлять так называемые «горячие» и «холодные» зоны – с наибольшим и наименьшим количеством клиентов соответственно. Эту информацию можно выгружать в виде графиков с анализом посещаемости магазина за день, неделю или месяц, а на основе этих данных – формировать маркетинговые акции, расписание работы персонала, выкладку товара, анализировать востребованность той или иной позиции и т. д. При этом если использовать камеры на базе алгоритмов глубокого обучения (Deep Learning), они будут реагировать исключительно на людей и фильтровать нерелевантные объекты, попадающие в кадр (небольшие животные, тележки, коробки и т. д.). Это уже следующий этап развития тепловых карт, в основе которых лежат самообучающиеся нейросети.
Подсчет посетителей – одна из самых простых и основных функций Автоматизация в розничном магазине систем с бизнес-аналитикой. С ее помощью можно оптимизировать процесс управления торговой точкой: составить расписание работы персонала, определить лучшие время и место для проведения маркетинговых акций, рассчитать коэффициент конверсии и т. д. Чем «умнее» система, тем более сложные бизнес-задачи она сможет решать. Например: подсчет входящих и выходящих посетителей, а также проходящих мимо людей; подсчет уникальных посетителей; фильтрация ложных сигналов (тени, блики, отражения).
Анализ длины очереди напрямую влияет на степень удовлетворенности клиентов. Системы с возможностью контроля очередей помогают оценивать эффективность работы кассиров, оперативно принимать решение об открытии дополнительных касс, чтобы уменьшить время ожидания клиентов. Современные системы позволяют настраивать максимальные время ожидания и длину очереди, и при достижении определенного показателя программа даст соответствующий сигнал и вызовет в торговый зал дополнительный персонал.
Для сетевых магазинов также есть возможность настройки централизованного управления системой видеонаблюдения на одном сервере. Таким образом можно оперативно информировать все торговые точки в сети о нежелательных посетителях, правонарушителях, чтобы предотвратить кражи, или передавать информацию о VIP-клиентах для повышения качества обслуживания.